Положение о логопедическом пункте

1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 24. марта 2021
года, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г
№ 124-ФЗ с изменениями на 31 июля 2020 года, Распоряжения Минпросвещения России
от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании
логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность» а также Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2.Логопедический пункт (далее – логопункт) открывается заведующим ДОУ при
наличии соответствующих нормативно-правовых, материально-технических, программнометодических и кадровых условий с целью раннего выявления и преодоления отклонений
в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
1.3.Ностоящий локальный акт регламентирует деятельность ДОУ по вопросам
организации работы логопедического пункта на территории ДОУ, устанавливает
основные направления, регулирующие правовую, образовательную и коррекционную
деятельность логопункта, гарантирует возможности для получения логопедической
помощи воспитанникам, имеющим нарушения речи, обеспечивает условия их
личностного развития, педагогической реабилитации.
1.4. Деятельность логопедического пункта может быть прекращена путем ликвидации по
решению Учредителя или заведующего дошкольным образовательным учреждением.
2. Цель и основные задачи логопедического пункта
2.1. Логопедический пункт создается в целях оказания коррекционной помощи
воспитанникам ДОУ, имеющих нарушения в развитии устной речи, в освоении ими
основной образовательной программы дошкольного образования.
2.2. Основные задачи Логопункта:
 выявление воспитанников, имеющих нарушения в речевом развитии;
 определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации
речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуальноличностных особенностей детей;
 осуществления необходимой коррекции нарушения звукопроизношения у детей
дошкольного возраста;
 предупреждение нарушения устной и письменной речи у детей дошкольного возраста;
 формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
 воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи, сохранению
эмоционального благополучия в своей адаптивной среде;
 реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с
получением специальной помощи в развитии речи;
 осуществление пропаганды логопедических знаний среди педагогов ДОУ, родителей
воспитанников (законных представителей);
 совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями,
потребностями и интересами дошкольника;
 интеграция воспитания и обучения детей с получением специализированной помощи в
развитии речи;
 распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью
профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса
логопедического воздействия.
3. Направления деятельности логопедического пункта
3.1. Выделяют следующие направления логопункта ДОУ:
2

3.1.1. диагностическое;
3.1.2. коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной коррекции и
компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом их ведущего
вида деятельности);
3.1.3. информационно-методическое:
 оказание консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям)
воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
 организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса;
 организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в
соответствии с требованиями к его оснащению;
 сбор информации о деятельности логопедического пункта детского сада и её анализ.
4. Порядок создания логопункта
4.1. Логопедический пункт в дошкольном образовательном учреждении открывается при
необходимости исправления нарушений речи у дошкольников 4-7 лет на основании
данных обследования детей.
4.2. Логопедический пункт создается приказом заведующего ДОУ в срок до октября
текущего года, на основании утвержденного психолого-медико-педагогической комиссии
(далее - ПМПК) списочного состава детей с нарушениями речи.
4.3. Решение об открытии логопедического пункта рассматривается на Родительском
комитете, возможность открытия логопункта фиксируется в Уставе дошкольного
образовательного учреждения, разрабатывается и утверждается “Положение о
логопедическом пункте в ДОУ”.
4.4. Заведующий дошкольным образовательным учреждением обеспечивает создание
условий для проведения с детьми коррекционной и педагогической работы; подбирает
учителей-логопедов для коррекционной работы.
4.5. На должность учителя-логопеда назначается лицо с высшим педагогическим или
дефектологическим образованием, владеющее методами нейропсихологического
обследования детей с нарушениями речи и других высших психических функций,
индивидуального и подгруппового восстановительного обучения, теоретическими и
практическими знаниями в области логопедии, предусмотренными программой
подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.
5. Комплектование логопедического пункта
5.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется по разновозрастному
принципу из числа воспитанников с нарушениями речи, посещающих дошкольное
образовательное учреждение.
5.2. Зачисление и выпуск воспитанников на логопедическом пункте осуществляется по
заключению ПМПК, на основании приказа заведующего дошкольным образовательным
учреждением и заявления родителей (законных представителей) воспитанника.
5.3. На логопедический пункт зачисляются дети, имеющие следующие нарушения в
речевом развитии:
 фонематические;
 фонетико-фонематические;
 фонетико-фонематические с дизартрическим компонентом.
5.4. Не подлежат приёму на логопедический пункт ДОУ дети с тяжёлыми нарушениями
речи (ОНР - I, II, III уровней, дизартрия, алалия и задержкой психического развития).
Родителям (законным представителям) таковых детей рекомендуется направление в
специализированные дошкольные учреждения, в которых есть логопедические
группы для достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых
нарушений. В случае отказа родителей (законных представителей) воспитанника от
3

перевода ребёнка со сложной речевой патологией в специализированные группы учительлогопед детского сада не несёт ответственности за полное устранение дефекта.
5.5. Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по
коррекции речи от 12 до 20 детей в течение года.
5.6. Учитель-логопед ДОУ в течение учебного года проводит обследование речевого
развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения, достигших 3-х
летнего возраста. По результатам обследования формируется списочный состав детей с 4
до 7 лет для коррекционной работы и представляется в 3-х экземплярах в ПМПК.
5.7. На ПМПК для зачисления ребенка в логопедический пункт необходимо предоставить
те же документы, что и зачисления в логопедическую группу.
5.8. Прием детей на логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения
производится по мере освобождения места в течение всего учебного года.
5.9. Утверждение списочного состава воспитанников, посещающих логопедический
пункт, осуществляется заведующим дошкольным образовательным учреждением.
6. Организация деятельности логопедического пункта
6.1. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушение речи, на
логопункте дошкольного образовательного учреждения являются индивидуальные и
подгрупповые занятия.
6.2. Занятия с детьми на логопедическом пункте ДОУ проводятся ежедневно, как в часы
свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, по графику,
утвержденному приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
6.3. Продолжительность занятий не должна превышать времени, предусмотренному
физиологическими особенностями возраста детей и СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций».
6.4. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп
зависит от характера нарушения речевого развития. Длительность проведения
индивидуальных занятий от 10-20 минут, подгрупповых от 15-30 минут.
6.5. Начало и продолжительность учебного года на логопедическом пункте соответствует
работе дошкольного образовательного учреждения.
6.6. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных
особенностей воспитанников ДОУ и составляет: 6 месяцев - с детьми, имеющими НПОЗ
(не произношение отдельных звуков), 1 год - с детьми, имеющими фонетикофонематические нарушения (ФФН) речи; детям с ФФН дизартрический компонент,
заикание – 2 года. По решению специалистов ПМПК.
6.7. Организация всего коррекционного процесса на логопункте ДОУ обеспечивается:
 своевременным обследованием детей;
 рациональным составлением расписаний совместной образовательной деятельности с
детьми;
 планированием подгрупповой и индивидуальной логопедической работы;
 оснащением логопункта дошкольного образовательного учреждения необходимым
оборудованием и наглядными пособиями;
 совместной работой учителя-логопеда с воспитателями и родителями (законными
представителями) воспитанников.
6.8. С целью оптимизации коррекционного процесса с родителями детей, посещающих
занятия на логопедическом пункте, заключается договор о взаимодействии, заявление о
зачислении ребенка на логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения.
6.9. Воспитанники ДОУ выпускаются из логопедического пункта после обследования
специалистами ПМПК в течение учебного года. Списки детей-выпускников оформляются
протоколом в трёх экземплярах по единой форме
4

6.10. Недельная нагрузка учителя-логопеда в условиях работы на дошкольном
логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 18 ч. отводится на
непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, а 2 ч. на организационнометодическую и консультативную работу с педагогическими работниками и родителями
(законными
представителями)
воспитанников
дошкольного
образовательного
учреждения.
6.11. Воспитатель в группе планирует свою работу с учетом программных требований и
речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в
формировании речи воспитанника, слышать дефекты речи, обращать внимание на чистоту
произношения. Сайт положений для ДОУ http://ohrana-tryda.com
6.12. Ответственность за обязательное посещение воспитанниками ДОУ занятий несут
родители (законные представители) воспитанников, учитель-логопед, воспитатель и
заведующий дошкольным образовательным учреждением.
7. Участники коррекционно-образовательного процесса
7.1. Участниками коррекционно-образовательного процесса на логопункте дошкольного
образовательного учреждения являются ребенок, родители (законные представители)
воспитанника, учитель-логопед, педагог-психолог и воспитатель.
7.2. Обязанности учителя-логопеда ДОУ:
 проведение обследования речевого развития детей ДОУ, своевременное выявление
детей с первичной речевой патологией;
 регистрация списка воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи,
оптимальное комплектование групп;
 определение периодичности, продолжительности проведения индивидуальных и
подгрупповых занятий на логопедическом пункте дошкольного образовательного
учреждения;
 планирование и осуществление качественной коррекционной работы с детьми,
зачисленными на логопедический пункт по исправлению нарушений в развитии
устной речи;
 составление
индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей,
имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в дошкольное
образовательное учреждение;
 оказание консультативной помощи детям и родителям (законным представителям)
воспитанников;
 отслеживание динамики устранения речевых нарушений воспитанников ДОУ,
зачисленных на логопедический пункт;
 корректировка содержания коррекционной работы, методов, приемов логопедической
помощи воспитанникам;
 оказание консультативной помощи педагогическим работникам детского сада,
родителям (законными представителями) воспитанников в определении причин
нарушений речи, информирование их о ходе коррекционной работы, дача
рекомендаций;
 осуществление работы по взаимодействию с воспитателями ДОУ, педагогомпсихологом, врачами-специалистами детской поликлиники и специалистами ПМПК;
 информирование участников педагогического совета о задачах, содержании и
результатах работы на логопедическом пункте дошкольного образовательного
учреждения;
 повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей)
воспитанников в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста,
имеющих речевые нарушения;
5

ведение необходимой документации по планированию, проведению коррекционной
работы;
 участие в работе методических объединений учителей-логопедов;
 составление ежегодного отчета по итогам работы.
7.3. Права учителя-логопеда:
 самостоятельно отбирать методы и приёмы коррекционной работы с воспитанниками
дошкольного образовательного учреждения;
 повышать свою профессиональную квалификацию и проходить аттестацию в
соответствии с действующими нормативными документами;
 осуществлять связь со специалистами учреждений здравоохранения, территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии.
 контролировать выполнение воспитателями рекомендаций по речевому развитию
детей, зачисленных на логопедический пункт дошкольного образовательного
учреждения.
7.4. Ответственность учителя-логопеда
 учитель-логопед, осуществляющий деятельность в логопедическом пункте ДОУ, несет
ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной
речевой патологией, оптимальное комплектование групп, качество коррекционного
обучения детей с нарушениями речи.
7.5. Воспитатель ДОУ:
 создает предметную развивающую среду для своевременного речевого развития и
профилактики нарушений в развитии устной и письменной речи детей всей группы;
 проводит мониторинг усвоения содержания образовательной программы дошкольного
образования воспитанниками, зачисленными на логопедический пункт;
 наблюдает за ходом речевого развития детей, диагностирует предпосылки и признаки
формирования нетипичных (опережающих, задержанных, искаженных) вариантов
развития устной речи;
 планирует по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу по речевому
развитию детей, зачисленных на логопедический пункт;
 участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий,
обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом
возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников ДОУ, зачисленных
на логопедический пункт;
 осуществляет контроль над правильным произношением скорректированных
учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у детей, зачисленных на
логопедический пункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в
течение дня.
 взаимодействует
с
учителем-логопедом,
родителями
(законными
представителями) воспитанников ДОУ по вопросам освоения образовательной
программы детей, зачисленных на логопедический пункт.
 вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей)
воспитанников,
зачисленных
на
логопедический
пункт,
обеспечивает
заинтересованность в ее результативности.
7.6. Администрация ДОУ:
 обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционнопедагогической работы;
 подбирает педагогических работников для коррекционной работы.
 обеспечивает
логопедический пункт специальным оборудованием, учебнонаглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы согласно
рекомендуемому списку.
7.7. Учитель-логопед и воспитатели обязаны соблюдать права детей, занимающихся на
логопедическом пункте в детском саду, внимательно относиться к воспитанникам,


6

сотрудничать в плане коррекционной работы с родителями (законными представителями)
воспитанников.
7.8. Воспитанник с нарушением речи имеет все права, заявленные в Конвенции ООН о
правах ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и ФГОС
дошкольного образования.
7.9. Родители (законные представители) воспитанника создают в семье условия
благоприятные для общего и речевого развития ребенка. Взаимодействуют с
педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения по
преодолению речевых нарушений ребенка.
8. Управление логопедическим пунктом
8.1. Непосредственно руководство работой логопедического пункта осуществляется
заведующим дошкольным образовательным учреждением, в ведении которого находится
логопедический пункт.
8.2. Контроль над работой логопедического пункта осуществляется заведующим
дошкольным образовательным учреждением, а также ПМПК.
9. Документация логопедического пункта
9.1. Для фиксирования коррекционно-образовательного процесса учитель-логопед ведет
на логопункте ДОУ следующую документацию:
1. Утвержденный список воспитанников, зачисленных на логопедический пункт
дошкольного образовательного учреждения.
2. Годовой план работы учителя-логопеда.
3. Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий, с воспитанниками,
зачисленными на логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения.
4. Выписка из протокола заседания ПМПК по вводу и выводу детей из логопедического
пункта.
5. Речевые карты на каждого ребёнка, зачисленного в логопедический пункт
дошкольного образовательного учреждения.
6. Индивидуальный образовательный маршрут на каждого воспитанника, зачисленного в
логопедический пункт.
7. Акт обследования речевой деятельности.
8. Индивидуальные тетради воспитанников.
9. Журнал первичного обследования детей дошкольного образовательного учреждения.
10. Список воспитанников ДОУ, нуждающихся в коррекции речевых нарушений на
начало каждого учебного года по результатам первичного обследования.
11. Планы индивидуальных и подгрупповых логокоррекционных занятий с детьми.
12. График работы учителя-логопеда.
13. Журнал динамического наблюдения.
14. Журнал учета движения детей на логопункте.
15. Журнал учета посещаемости.
16. Паспорт логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения.
17. Рабочая программа.
18. Отчет о результатах работы за учебный год.
10. Материально-техническая база и финансовое обеспечение логопункта
10.1. Для логопедического пункта в ДОУ выделяется кабинет, отвечающий требованиям
действующих СаНПиН. Оригинал положения http://ohrana-tryda.com/node/2225
10.2. Не рекомендуется размещать на стенах логопедического пункта картины, рисунки и
таблицы, не связанные с коррекционным процессом.

7

10.3. На администрацию дошкольного образовательного учреждения возлагается
ответственность за оборудование логопедического пункта, его санитарное состояние и
ремонт.
10.4. Логопедический пункт финансируется дошкольным образовательным учреждением,
на базе которого он создан.
11. Заключительные положения
11.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на
Педагогическом совете, согласовывается с Советом ДОУ и утверждается (либо вводится в
действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
11.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
11.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1. настоящего Положения.
11.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».