Программа дополнительного образования Хореография для детей 4-7 лет

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
1.1. Содержание программы.
1.2. Основные цели программы. Новизна.
1.3. Объем программы.
1.4. Планируемые
результаты
освоения
детьми
образовательной программы дополнительного образования
«Хореография».
2. Организационно-педагогические условия для реализации
образовательной программы дополнительного образования
«Хореография».
2.1. Кадровые условия
2.2. Материально-техническое обеспечение
2.3. Дидактические условия
2.4. Календарный учебный график
2.5. Учебный план
3. Рабочие программы
3.1. Рабочая
программа
дополнительного
образования
«Хореография». Модуль «Азбука танца».
3.2. Рабочая
программа
дополнительного
образования
«Хореография». Модуль «Язык танца».
3.3. Рабочая
программа
дополнительного
образования
«Хореография». Модуль «Этикет танца».
3.4. Рабочая
программа
дополнительного
образования
«Хореография». Модуль «Игра – начало театра».
3.5. Рабочая
программа
дополнительного
образования
«Хореография». Модуль «Репертуар».
4. Оценочные материалы освоения детьми образовательной
программы дополнительного образования «Хореография»
5. Методические материалы

3
3
4
5

5

8
8
9
10
11
12
13
13
20
26
27
31
33
40

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная
программа
дополнительного
образования
спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей
образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных
потребностей воспитанников и запросов родительской общественности.
Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию
дополнительных образовательных услуг на ступени дошкольного образования.
Образовательная программа дополнительного образования разработана в
соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
(приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г.
Москва);
- Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249 "Комментарии к ФГОС
дошкольного образования";
- Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении
Правил оказания платных образовательных услуг";
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы
дошкольных образовательных организаций»
(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Устав МБДОУ – детский сад № 338.
1.1. Содержание программы
Программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного
образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых
ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия
для реализации образовательной программы (кадровые условия, материальнотехническое обеспечение, дидактические условия, календарный учебный график,
учебный план).
3

Основные принципы, заложенные в данную программу:
 танец как способ «проживания» ребенком ситуации:
 игра как способ познания и отражения жизни;
 сочетание коллективного и индивидуального творчества;
 единство чувственного и рационального.
Музыка дает «команды» движению, движение отображает характер
музыки поэтому одним из основных принципов в создании и воспроизведении
ребенком танца является целостность восприятия образа.
Согласно этим принципам выбрана и форма подачи материала - Театр
танца как синтез искусств.
1.2.

Основные цели программы. Новизна.

Педагогическая - обеспечить условия для развития креативности детей.
Образовательная - развить детей средствами искусства, сформировать
восприятие музыкальных образов и способности выражать их в движении.
Основываясь на принципах психофизиологической зрелости, законах роста
и развития детей дошкольного возраста, данная программа позволит педагогу
двигаться в работе с детьми не от «взрослого к ребенку», а от «ребенка к
взрослению».
Развивающая - стимулировать познавательные процессы личности
ребенка (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение).
Обогатить его эмоционально - волевую сферу. Расширить возможности
коммуникативной стороны общения у ребенка (невербальными средствами
коммуникации).
Воспитывающая - повысить двигательную активность и движенческую
культуру ребенка, разнообразить оздоровительную работу в дошкольном
учреждении (развитие фигуры, устранение физических недостатков, укрепление
всех групп мышц, совершенствование координации движений), обеспечить
интерес и любознательность детей, развить их художественный вкус.
Ознакомить ребенка с этикетом танца.
Кроме того, выбранная форма - эффективное средство формирования
нравственного здоровья ребенка.
Специальные знания, умения и навыки являются необходимым средством
воспроизведения образа, а не целью данного курса обучения.
По содержанию программа представляет:
Подготовительный уровень: «Игра – начало театра», который
предполагает обучение детей 4-х лет». Рассчитан на один год. Задача –
подготовка ребенка к овладению навыками «мышления телом».
4

Первый уровень: «Искусство танца» рассчитан на два года для детей 4-5
лет. Задача – расширить лексику движений ребенка, развить его двигательную
память.
Второй, заключительный уровень: «Театр Танца» для детей 6 лет
позволяет непосредственно создавать с детьми танцевальные миниатюры и
спектакли.
Новизна программы состоит в том, что система обучения танцу строится
с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого
ребенка; соблюдается личностно-центрированный подход в обучении
хореографии; танец рассматривается как способ развития основных
познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально-волевой
сферы, что актуально в условиях введения ФГОС ДО.
1.3. Объем программы
Программа рассчитана на три года обучения с детьми дошкольного
возраста. Возраст детей – 4-7 лет.
Подготовительный уровень: «Игра – начало театра», который
предполагает обучение детей 4-х лет». Задача – подготовка ребенка к овладению
навыками «мышления телом». Рассчитан на один год. 1 раз в неделю по часу.
Объем часов в год составляет 34 часа.
Первый уровень: «Искусство танца» рассчитан на один год для детей 5
лет. Задача – расширить лексику движений ребенка, развить его двигательную
память. 2 раза в неделю по 2 часа. Объем часов в год составляет 68 часов.
Второй, заключительный уровень: «Театр Танца» для детей 6 лет
позволяет непосредственно создавать с детьми танцевальные миниатюры и
спектакли. 2 раза в неделю по 2 часа. Объем часов в год составляет 68 часов.
1.4. Планируемые результаты освоения детьми образовательной
программы дополнительного образования «Хореография»
Планируемые результаты по «Хореографии» для детей 4-5 лет.
Возможные достижения на этапе окончания курса:
Знания:
 Правила исполнения движений в паре.
 Тему контрастов в музыке и движении.
 Простейшую терминологию «Азбуки танца».
 Правила поведения в танцевальном зале.
5

Умения:
 Откликаться на динамические оттенки в музыке и простейшие
ритмические рисунки.
 Реагировать на музыкальное вступление (модуль «Этикет танца»).
 Красиво и правильно исполнять танцевальные элементы раздела «Язык
танца»: простой шаг с вытянутым носком, прямой галоп, полуприседания,
повороты.
 Свободно владеть платочком, фонариком, погремушкой.
 Давать характеристику музыкальному произведению
 Хорошо
ориентироваться
в
пространстве
на
основе круговых и
линейных рисунков.
 Эмоционально передавать доступные для понимания образы (лисички,
зайчика, лошадки, кошки, котенка, мишки, мышки.)
 Овладеть репертуаром, предлагаемым для изучения по курсу (с помощью
взрослого - по показу).

Планируемые результаты по «Хореографии» для детей 5-6 лет.
Возможные достижения на этапе окончания курса:
Знания:
 Динамические оттенки в музыке.
 Несколько исходных положений для исполнения движений в паре
(положение при исполнении народного и бального танца).
 Особенности и применение трех видов поклона (в народном и бальном
характерах, при приветствии педагога).


Правила исполнения движений в паре.

Умения:
 Откликаются на ритмические рисунки (уметь воспроизвести их в
хлопках, шлепках, притопах)
 Делать поклон на музыкальное вступление, в соответствии с характером и
темпом музыки.
 Красиво и правильно исполнять танцевальные элементы и применять
их в свободных композициях, этюдах и играх.
 Свободно владеть атрибутами.
 Иметь навыки элементарных упражнений «партерной» гимнастики.
6

 Согласованно исполнять танцевальные движения в паре и коллективе.
 Самостоятельно исполнять предлагаемый для изучения по данному курсу
репертуар.
Планируемые результаты по «Хореографии» для детей 6-7 лет.
Возможные достижения на этапе окончания курса:
Знания:
 Азы партнёрских отношений.
 6-8 программных танцев, предлагаемых по курсу (на усмотрение
педагога, ориентированного на возможности детей).
 4-5 индивидуальных танцев.
 Варианты исполнения танцев при разучивании и в композиционном
построении.
 Достаточный запас танцевальных движений.
Умения:
 Проявлять устойчивые музыкально-ритмические навыки.
 Откликаются на ритмические рисунки (уметь воспроизвести их в хлопках,
шлепках, притопах).
 Показать достаточный уровень исполнительской выразительности.
 Красиво и правильно исполнять танцевальные элементы и применять их в
свободных композициях, этюдах и играх.
 Свободно владеть атрибутами.
 Иметь навыки упражнений «партерной» гимнастики.
 Согласованно
исполнять
танцевальные
движения
в
паре
и коллективе.
 Критически оценивать уровень своих исполнительских возможностей.

7

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ
ДЛЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХОРЕОГРАФИЯ»
2.1. Кадровые условия
В МБДОУ - детский сад № 338 созданы необходимые кадровые условия для
реализации
образовательной
программы
дополнительного
образования
«Хореография».
Педагог дополнительного образования имеет необходимые навыки для
преподавания хореографии воспитанникам:
№ ФИО
1 Аксюкова
Татьяна
Эрнистовна,
педагог
дополнительного
образования

Образование
Стаж
Среднее
7 лет
специальное,
Специальность:
инструментальное
исполнительство
(фортепиано)
Квалификация:
артист оркестра,
(ансамбля),
концертмейстер,
преподаватель
игры
на
инструменте
(фортепиано

Повышение квалификации
Курсы повышения
квалификации
2013 г. ФГБОУ ВПО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
«Инновационные
технологии музыкального
образования
дошкольников»,
72 часа.

8

2.2. Материально-техническое обеспечение
Материальная база в ДОУ и развивающая предметно-пространственная
среда создана с учётом ФГОС ДО, она
обеспечивает
реализацию
образовательной программы дополнительного образования, соответствует
требованиям, определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами, в том числе:
- к зданию, помещениям;
- водоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции;
- к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и
оборудованию;
- к естественному и искусственному освещению помещений;
- к санитарному состоянию и содержанию помещений;
- к оснащению помещений для качественного питания детей.
МБДОУ - детский сад № 338 соответствует требованиям пожарной
безопасности.
Занятия по хореографии проводятся в музыкальном зале МБДОУ
расположенном на первом этаже здания.
Для успешного осуществления программы имеется следующее
оборудование и атрибуты:
• Аудиоаппаратура.
• Фортепиано.
• Коврики для занятий партерной гимнастикой по количеству детей в группе.
• Платочки 25 *25 см по количеству детей в группе.
• Ленточки 50 см. на кольцах, желательно разных цветов (по 2 на человека).
• Погремушки (по 2 на человека).
• Султанчики (по 2 на человека).
• Флажки разноцветные (по 2 на человека).
• Искусственные цветы по 10 шт.
• Атрибуты для сюжетно - ролевых танцев.
• Аудио кассеты с записями программных танцев.
• Декорации и костюмы к театрализации
Форма для занятий:
- Девочки: белые футболки, белые юбки, носочки, удобная для занятий мягкая
танцевальная обувь, волосы хорошо подобраны.
- Мальчики: белые футболки, черные шорты, мягкая обувь - чешки.

9

2.3.

Дидактические условия

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
Репродуктивный – дети воспринимают полученные знания и освоенные способы
деятельности.
Приемы:
- игра;
- беседа;
- показ видеоматериалов;
- показ педагогом;
- наблюдение.
Дидактический материал, используемый в процессе организации занятий:
Фотографии, литература по хореографии, ритмике, пластике, танцу, видеоаудиозаписи, правила поведения на сцене, словари терминов.

10

2.4. Календарный учебный график образовательной программы
дополнительного образования «Хореография»
№

Наименование курса

1.

Курс «Игра – начало театра»
для детей 4-х лет
«Хореография»
-«Азбука танца»
-«Язык танца»
-«Этикет танца»
-«Игра – начало театра»
-«Репертуар»

2.

Курс «Искусство танца» для
детей 5-6 лет
«Хореография»
-«Азбука танца»
-«Язык танца»
-«Этикет танца»
-«Игра – начало театра»
-«Репертуар»

3.

Курс «Искусство танца» для
детей 6-7 лет
«Хореография»
-«Азбука танца»
-«Язык танца»
-«Этикет танца»
-«Игра – начало театра»
-«Репертуар»

Месяц
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь

Количеств
о часов в
неделю
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Всего
часов в
месяц
5
4
4
3
4
4
4
3
3
10
8
8
6
8
8
8
6
6
10
8
8
6
8
8
8
6
6

Всего
часов в
год
34

68

68

Занятия проводятся во второй половине дня:
для детей 4-5 лет – 2 раза в неделю по 20 минут.
для детей 5-6 лет – 2 раза в неделю по 25 минут.
для детей 6-7 лет – 2 раза в неделю по 30 минут.

2

2.5. Учебный план образовательной программы дополнительного образования «Хореография»
№
1.
2.
3.
4.
5.

Модуль программы
Азбука танца
Язык танца
Этикет танца
Игра – начало театра
Репертуар
Итого

1-й год обучения
4-5 лет

2-й год обучения
5-6 лет

3-й год обучения
6-7 лет

всего

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

Всего

Теория

2
2
1
2,5
2,5
10

4
6
4
5
5
24

6
8
5
7,5
7,5
34

4
5
1
5
5
20

10
12
4
10
12
48

14
17
5
15
17
68

4
5
1
6
5
21

8
8
4
11
16
47

12
13
5
17
21
68

10
12
3
13,5
12,5
51

Практика Всего

22
26
12
26
33
119

32
38
15
39,5
45,5
170

12

3. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. Рабочая программа дополнительного образования «Хореография»
Модуль «Азбука танца» для детей 4-5 лет
1. Постановка корпуса:
 «Деревце» макушка тянется вверх.
2. Ходьба:
 простой шаг в разном темпе и характере. М.р. 2/4, 4/4, (спокойный –
гуляем, четкий – маршируем, мягкий – как у лисички, кошечки);
 на носках;
 на пятках;
 со скошенной стопой (мишка идет по лесу).
3. Бег:
 мелкий, легкий: м.р. 2/4.,
 переступания на 1/8 каждого такта (листики полетели, бегут мышата,
рассыпались горошинки).
4. Ходьба и бег в сочетании:
 мягкий шаг и мелкий бег: м.р. 2/4.
Музыкальное сопровождение двухчастной формы, построенное на
контрасте (мыши и кошка).
5. Прыжки:
 на двух ногах: м.р. 2/4 , темп умеренный.
В конце года вариант с продвижением вперед, назад, на месте (прыгают
зайчики, испугались лисы, кенгуру в зоопарке).
6. Бег и прыжки в сочетании:
 По принципу контраста (в динамических оттенках: тихо - громко,
быстро - медленно, ритмических рисунках).
7. Притопы:
 удар одной ногой в пол всей ступней, по 1/4, 1/8 каждого такта
(«По дорожке, по дорожке»).
8. Упражнение для кистей, пальцев и рук:
 Руки:
• поднимаем (вперед, в стороны, вверх одну или две), затем опускаем;
• вытягиваем (вперед, в стороны, вверх), затем опускаем;
• упражнения
на
мышечные
ощущения:
(«Растягиваем
резинку», затем резко сводим руки вместе, гладим водичку).
 Кисти:
• «звенят колокольчики»;
13

• «стряхиваем водичку»;
• «обмахиваемся»;
• «до свидания».
 Пальцы:
• «сжимаем» кулачок;
• «выбрасываем» пальцы.
9. Взмахи руками: (крупные движения)
 «Качаемся на качелях»:
с «пружинкой»
в коленях, делаем
хороший
взмах рук вверх, затем мягко опускаем
их вниз,
попеременное поднятие одной и другой руки.
10. Упражнения на поднимание и опускание плеч:
 Характер мягкий, спокойный и веселый, резвый;
 «Незнайка пришел», «плечики вздыхают»: м.р. 2\4.
11. Упражнение для головы:
 наклоны вперед (птичка пьет водичку);
 наклоны в сторону: (маленькие часики), м.р. 2/4 , на 1/4 каждого такта.
12. Упражнение для корпуса:
 небольшие наклоны в сторону (неваляшки);
 наклоны корпуса вперед (подъемный кран).
Модуль «Азбука танца» для детей 5-6 лет.
1. Постановка корпуса:
 продолжение работы над подтянутостью спины;
 красивой постановкой головы;
 ощущением «развернутости» плеч.
2. Ходьба:
 Простой танцевальный шаг (с вытянутым носком стопы)
• в спокойном темпе
• в равномерном ритме (идем получать золотые медали).
 Шаг со свободной стопой
• в разном ритме и темпе
 Шаг на пятках:
• продолжение работы над прямой спиной при исполнении шага (разбей
лед на луже).
 Шаг на носках:
• работа над «подтянутостью» колен во время шага (не запачкай туфельки).
 Шаг назад:
• исключать сталкивание детей.
13

3. Движения рук, включаемые в ходьбу:
 размахивание вперед;
 размахивание назад;
 подъем вверх;
 подъем в стороны;
 руки спрятаны за спину;
 движение с использованием хлопков.
4. Бег:
 легкий;
 равномерный бег с захлестыванием голени назад: носок стопы вытянут,
следить за подтянутостью спины.
5. Прыжки:
 легкие;
 равномерные;
 высокие: по 1/4 такта;
 низкие: по 1/8 такта;
 возможны сочетания прыжков различной длительности и чередование их;
 чередование прыжков и «пружинки» (на преодоление двигательного
автоматизма).
6. Поскоки:
 легко перепрыгивать с ноги на ногу, движение вводится во
второй
половине учебного
года (подготовка
к
этому
виду
движения проводится с детьми в первой половине года);
 сочетать поскоки с ноги на ногу с ходьбой на высоких
полупальцах или бегом (мячики скачут, мячики покатились).
7. Притопы:
 удары стопы в пол равномерно по три (тройной притоп);
 различные сочетания ударов стопы в пол одной ногой несколько
раз подряд;
 поочередные удары равномерно и с паузой: три чередующихся
удара разными ногами (по 1/8 такта и затем пауза).
8. Упражнение для головы:
 наклоны головы вперед (вниз);
 в стороны (к ушкам) и по точкам с одной стороны на другую
(птичка клюет и здоровается клювиком);
 полукруговые движения (голова повернута вправо, затем вниз, а
потом поднимается в сторону, аналогично полукруг можно провести через
верх).
9. Упражнение для плеч:
 спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и опускания вниз
(одновременно два плеча и поочередно правое - левое);
 Круговые движения плечами вперед или назад:
13

• руки могут быть опущены вдоль корпуса;
• поставлены на пояс;
• положение «крылышки утят»;
• руки согнуты в локтях, локти направлены вниз и вместе с круговыми
движениями плеч также очерчивают круг, кисти лежат на плечах;
• «паровозик едет».
10. Упражнения для корпуса:
 активные наклоны в стороны;
 наклоны вперед;
 перегибы корпуса назад;
Наклоны чередуются, исполняются в разных ритмических рисунках и на
разные наклоны корпуса вперед (вниз) на 2/4, а выпрямление на ¼ такта,
затем пауза на ¼, один подъем и опускание плеч по 1/8 такта.
11. Упражнение для кистей, рук, пальцев:
 Руки - к ранее проученным добавляются круговые движения:
• круговые движения вперед- назад, к себе - от себя;
• круговые движения от локтя (пальцы могут быть вытянуты или
собраны в кулак).
 Движения рук исполняются ритмично, четко (мельница, стрелки часов).
 Работа над выразительностью подъема рук:
• в стороны или вверх (крылья бабочки);
• пальцы рук активно собираем в кулачки, а затем вытягиваем,
собирая их вместе или растопырив (кошка выпускает коготки);
• можно использовать пальчиковые игры.
 Пружинные движения руками
• выразительность и слитность движения.
В качестве музыкального сопровождения можно рекомендовать музыку
энергичного характера м.р. 4/4.
Тема контрастов: работа над образными движениями (маленький
воробушек- большой орел, бабочки - жуки, цветы -злюки- закорюки).
12. Партерная гимнастика (упражнения на полу)
 Вводится в курсе «Искусство танца» (для развития у ребенка умений и
навыков владения своим телом).
 Движения исполняются по принципу контраста - напряжениерасслабление.
 Исполняются
образные
движения:
ящерка
свернулась,
вытянулась, кошка выгибает спину, катаемся на велосипеде,
«неваляшка».
 Упражнения выстраиваются от простого к сложному:
13

• упражнения для стоп, колен, корпуса;
• сидя на полу;
• лежа на полу для рук, ног, корпуса.
Модуль «Азбука танца» для детей 6-7 лет.
1. Постановка корпуса:
 продолжение работы над подтянутостью спины;
 красивой постановкой головы;
 ощущением «развернутости» плеч.
2. Ходьба:
 Простой танцевальный шаг (с вытянутым носком стопы)
• в спокойном темпе;
• равномерном ритме (идем получать золотые медали).
 Шаг со свободной стопой
• в разном ритме и темпе
 Шаг на пятках:
• продолжение работы над прямой спиной при исполнении шага (разбей
лед на луже).
 Шаг на носках:
• работа над «подтянутостью» колен во время шага (не запачкай туфельки).
 Шаг назад: исключать сталкивание детей.
3. Движения рук, включаемые в ходьбу:
 размахивание вперед;
 размахивание назад;
 подъем вверх;
 подъем в стороны;
 руки спрятаны за спину;
 движение с использованием хлопков.
4. Бег:
 легкий;
 равномерный бег с захлестыванием голени назад: носок стопы
вытянут, следить за подтянутостью спины.
5. Прыжки:
 легкие;
 равномерные;
 высокие: по 1/4 такта;
 низкие: по 1/8 такта;
 возможны
сочетания
прыжков
различной
длительности
и
чередование их;
чередование прыжков и
«пружинки» (на преодоление двигательного
13

автоматизма).
6. Поскоки:
 легко перепрыгивать с ноги на ногу, движение вводится во второй
половине учебного года (подготовка к этому виду движения проводится
с детьми в первой половине года);
 сочетать поскоки с ногу на ногу с ходьбой на высоких полупальцах
или бегом (мячики скачут, мячики покатились).
7. Притопы:
 удары стопы в пол равномерно по три (тройной притоп);
 различные сочетания ударов стопы в пол одной ногой несколько
раз подряд;
 поочередные удары равномерно и с паузой: три чередующихся
удара разными ногами (по 1/8 такта и затем пауза).
8. Упражнение для головы:
 наклоны головы вперед (вниз);
 в стороны (к ушкам) и по точкам с одной стороны на другую (птичка
клюет и здоровается клювиком);
 полукруговые движения (голова повернута вправо, затем вниз, а потом
поднимается в сторону, аналогично полукруг можно провести через верх).
9. Упражнение для плеч:
 спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и опускания вниз
(одновременно два плеча и поочередно правое - левое)
 Круговые движения плечами вперед или назад:
• руки могут быть опущены вдоль корпуса, поставлены на пояс;
• положение «крылышки утят»;
• руки согнуты в локтях, локти направлены вниз и вместе с круговыми
движениями плеч также очерчивают круг, кисти лежат на плечах;
• «паровозик едет».
10. Упражнения для корпуса:
 активные наклоны в стороны;
 наклоны вперед;
 перегибы корпуса назад.
Наклоны чередуются, исполняются в разных ритмических рисунках и на
разные наклоны корпуса вперед (вниз) на 2/4 , а выпрямление на 1/4
такта, затем пауза на ¼, один подъем и опускание плеч по 1/8 такта.
11. Упражнение для кистей, рук, пальцев:
 Руки - к ранее проученным добавляются круговые движения:
• круговые движения вперед- назад, к себе - от себя;
13

• круговые движения от локтя (пальцы могут быть вытянуты или
собраны в кулак);
 Движения рук исполняются ритмично, четко (мельница, стрелки часов).
 Работа над выразительностью подъема рук:
• в стороны или вверх (крылья бабочки);
• пальцы рук активно собираем в кулачки, а затем вытягиваем, собирая
их вместе или растопырив (кошка выпускает коготки);
• можно использовать пальчиковые игры.
 Пружинные движения руками
• выразительность и слитность движения
В качестве музыкального сопровождения можно рекомендовать музыку
энергичного характера м.р. 4/4.
Тема контрастов: работа над образными движениями (маленький
воробушек- большой орел, бабочки - жуки, цветы -злюки- закорюки)
12. Партерная гимнастика (упражнения на полу)
 Вводится а курсе «Искусство танца» (для развития у ребенка умений
и навыков владения своим телом).
 Движения исполняются по принципу контраста – напряжениерасслабление.
 Исполняются образные движения: ящерка свернулась, вытянулась,
кошка выгибает спину, катаемся на велосипеде, «неваляшка».
 Упражнения выстраиваются от простого к сложному:
• упражнения для стоп, колен, корпуса;
• сидя на полу;
• лежа на полу для рук, ног, корпуса.

13

3.2. Рабочая программа дополнительного образования «Хореография»
Модуль "Язык танца"для детей 4-5 лет.
1.Танцевальные элементы:
 Топающий шаг - по 1/4 каждого такта (в продвижении вперед, в повороте
вокруг себя на 360 градусов);
 « Высокий шаг - по 1 \4 каждого такта (цирковые лошадки, много снега);
 Прямой галоп - на 1\4 каждого такта (лошадки скачут);
 Выставление ноги на носок: 1/4 каждого такта ногу выставить
на носок, на 1/4 подставить к опорной ноге);
 «Выставление ноги на каблук: игровой прием - «Ножка здесь ножки нет»;
 Положение рук:
• «фонарики»,
• «полочка»,
• «погрозили».
2. Хлопки:
 ладонь о ладонь: звонко - мягко, весело – тихо;
 «скользящие» хлопки.
3. Удары:
 пальчик о пальчик,
 кулачок о кулачок,
 удары по плечам,
 удары по коленям двумя руками,
 попеременные удары.
4. Парные движения
Кружение в парах:
 «лодочкой»: ноги движутся вперед (друг за другом);
 отход друг от друга назад;
 различные виды хлопков в паре.
5. Упражнения с предметами:
 Платочек:
• поднимаем медленно,
• стряхиваем платочек,
• стираем платочек,
• зовем платочком,
• выжимаем платочек,
• машем платочком,
19

 Ленточки:
• медленно и плавно поднимаем ленточки вверх,
• двумя руками,
• поочередно,
• скрещивая перед собой внизу,
• бег, держа ленточки перед собой.
 Погремушки:
• встряхиваем погремушку на 1/4 каждого такта,
• ударяем погремушкой о свободную ладонь,
• прячем погремушку за спину,
• те же движения с двумя погремушками (по одной в каждой руке).
 Султанчики:
• несем султанчики перед собой,
• держим их вертикально,
• машем султанчиками перед собой,
• прячем за спину,
• ударяем султанчиком о султанчик над головой.
6. Ориентация в пространстве:
Разучивание перестроений В следующих рисунках:
 круг,
 линия,
 врассыпную,
 стайка.
Модуль “ Язык танца” для детей 5-6 лет.
1. Танцевальные движения:
 Приставной шаг:
• шаг – приставить, поднимаемся по лесенке, спускаемся с нее;
• в сторону (вправо, влево);
• вперед;
• со статичным положением рук.
 Шаг с притопом:
• шаг ногой вперед, затем два притопа, пауза ¼ такта.
 Боковой галоп:
Начало разучивания (движение рекомендуется вводить во второй половине
года).
 Полуприседание:
• небольшое сгибание ног в коленях и последующее их вытягивание
– «пружинки: мягко и резко, но равномерно.
20

Хорошо это движение окрасить динамическими оттенками (деревянный
Буратино, мягкие ноги у Мальвины).
 Повороты на двух ногах:
• кружимся вокруг себя на полупальцах, равномерное переступание.
 Вынос ноги на каблук:
• с одновременным полуприседанием;
• знакомство детей с понятием «опорная нога», «работающая нога».
2. Хлопки:
 тройные с паузой по1/8 такта,
 удары ладонь о ладонь,
 удары по коленам,
 удары по плечам.
Шлепки по бедрам
3. Ориентация в пространстве:
Исполнение основных упражнений и танцевальных движений в
различных рисунках:
 Круг:
• один круг,
• два круга (концентрических).
 Линии:
• одна линия,
• две линии (друг за другом или лицом друг к другу),
• «змейка»,
• плетем “корзиночку”.
 Движение:
• по кругу (с равными расстояниями между детьми),
• в противоположную сторону,
• врассыпную,
• упражнение «петелька»,
• упражнение «воротца»,
• движение по кругу в парах.
4. Парные движения:
Кружение в парах.
 «лодочкой»: ноги движутся вперед (друг за другом);
 отход друг от друга назад;
 различные виды хлопков в паре;
 поочередное исполнение движений партнера и партнерши;
 переходы к другому партнеру во время танца.
21

5. Упражнения с предметами.
 Куклы:
• покачивание,
• передача друг другу.
• Куклу можно:
• посадить на стульчик,
• станцевать для нее,
• погрозить ей пальчиком,
• погладит по голове.
 Платочек:
• ранее полученные навыки движения с платочком сочетать в небольшие
комбинации:
• стоя,
• продвигаясь простым шагом.
 Погремушки:
• удары или встряхивания по 1/4 такта или 1/8 равномерно или по 3 с
последующей паузой,
• поочередные удары погремушкой по правому и левому плечу,
• поочередные удары погремушкой по коленям,
• тройные удары погремушкой по ладони левой руки.
Модуль «Язык танца» для детей 6-7 лет
1. Танцевальные движения:
 Приставной шаг:
• шаг – приставить, поднимаемся по лесенке, спускаемся с нее;
• в сторону (вправо, влево);
• вперед;
• со статичным положением рук.
 Шаг с притопом: шаг ногой вперед, затем два притопа, пауза 1/4
такта.
 Боковой галоп:
Начало разучивания (движение рекомендуется вводить во второй половине
года).
 Полуприседание: небольшое сгибание ног в коленях и последующее
их вытягивание - «пружинки»: мягко и резко, но равномерно.
Хорошо это движение окрасить динамическими оттенками (деревянный
Буратино, мягкие ноги у Мальвины)
22

 Повороты на двух ногах:
• кружимся вокруг себя а полупальцах, равномерное переступание.
 Вынос ноги на каблук:
• с одновременным полуприседанием,
• знакомство детей с понятием «опорная нога», «работающая
нога».
2. Хлопки:
 тройные с паузой по 1/8 такта,
 удары ладонь о ладонь,
 удары по коленам,
 удары по плечам.
 Шлепки по бедрам.
3. Ориентация в пространстве:
Исполнение основных упражнений и танцевальных движений в различных
рисунках:
Круг:
• один круг,
• два круга (концентрических).
Линии:
• одна линия,
• две линии (друг за другом или лицом друг к другу),
• «змейка»,
• плетем "корзиночку".
Движение:
• по кругу (с равными расстояниями между детьми),
• в противоположную сторону,
• врассыпную,
• упражнение «петелька»,
• упражнение «воротца»,
• движение по кругу в парах.
4. Парные движения:
Кружение в парах:
«лодочкой»: ноги движутся вперед (друг за другом),
отход друг от друга назад,
различные виды хлопков в паре,
поочередное исполнение движений партнера и партнерши,
переходы к другому партнеру во время танца.

23

5. Упражнения с предметами.
 Куклы:
• покачивание,
• передача друг другу.
• Куклу можно:
• посадить на стульчик,
• станцевать для нее,
• погрозить ей пальчиком,
• погладить по голове.
 Платочек:
• ранее полученные навыки движения с платочком сочетать в
небольшие комбинации:
• стоя,
• продвигаясь простым шагом.

24

3.3. Рабочая программа дополнительного образования «Хореография»
Модуль «Этикет танца» для детей 4-5 лет.
1. Поклон.
 Разучивание поклона для мальчиков и
девочек.
 Приглашение к танцу: девочки держат руки во время танца за
юбочку, мальчики на поясе. Мальчик подходит к девочке, делает поклон
головой. Девочка отвечает поклоном с «пружинкой».
 Партнер берет девочку за левую руку правой рукой. Девочки во
время танца движутся по наружному кругу, мальчики по внутреннему. При
положении пары лицом друг к другу: девочки стоят лицом в круг,
мальчики спиной в круг.
Модуль «Этикет танца» для детей 5-6 лет.
1. Поклон
 Исполняется у мальчиков и девочек по-разному.
 Работа над этикетом танца:
• Партнер приглашает девочку на танец и благодарит в конце танца
поклоном, девочка отвечает на приглашение и выражает благодарность за
танец также, поклоном.
• Партнер проводя девочку на танец, смотрит на нее, общается с ней в
танце мимикой, жестами, глазами.
Модуль «Этикет танца» для детей 6-7 лет.
1. Поклон
 Исполняется у мальчиков и девочек по-разному
 Работа над этикетом танца:
• Партнер приглашает девочку на танец и благодарит в конце танца
поклоном, девочка отвечает на приглашение и выражает благодарность за
танец также, поклоном.
• Партнер проводя девочку на танец, смотрит на нее, общается с ней в
танце мимикой, жестами, глазами.

25

3.4. Рабочая программа дополнительного образования «Хореография»
Модуль «Игра – начало театра»
Научить дошкольников:
 внешнему проявлению эмоциональных состояний по мимике –
выразительным движениям мышц лица;
 внешнему проявлению эмоциональных состояний по пантомимике –
выразительным движениям всего тела;
 внешнему проявлению эмоциональных состояний по вокальной
мимике – выразительным свойствам речи;
 тонкому пониманию всех оттенков и нюансов выражения лица,
жеста, движения тела другого человека.
1. Работа над мимикой для детей 4-5 лет
Передать мимикой следующие образы:
 Соленый чай.
 Ем лимон.
 Сердитый ребенок.
 Тепло – холодно.
 Рассердился на драчуна.
 Обиделся на друга.
 Удивился подарку.
 Испугался собаки.
 Обрадовался встрече с мамой.
 Провинившийся.
Работа над мимикой для детей 5-6 лет
Передать мимикой следующие образы:
 Будь внимателен.
 Интерес. Получи подарок.
 Встретил хорошего знакомого.
 Удивился подарку.
 Страшно в темноте одному.
 Чувство вины.
 Стыдно за обман.
 Грустно расставаться с другом.
 Я чищу зубы.

26

Работа над мимикой для детей 6-7 лет
Передать мимикой следующие образы:
 Восторг.
 Презрение.
 Кто съел варенье?
 Горькая конфета.
 Не сердись!
 Грязная бумажка.
 Испугался забияку.
 Кошка выпрашивает колбаску.
 Умеем лукавить (подмигивание).
2. Этюды для детей 4-5 лет

















«Лисичка подслушивает».
«Поймать кузнечика».
«Удивил фокусник».
«Золотые капельки».
«Вкусные конфеты».
«Первый снег».
«Новая кукла».
«Стрекоза замерзла».
«Северный полюс».
«Налил и глотнул соленый чай».
«Король боровик не в духе».
«Гроза».
«Ваське стыдно».
«Поссорились и помирились».
«Таня – плакса».
«В темной норе».
Этюды для детей 5-6 лет









«Что там происходит».
«Кто съел варенье?».
«Карлсон».
«Я грозный боец».
«Негаданная радость».
«За стеклом».
«Золушка».
27










«Остров плакс».
«Хмурый орел».
«Злая собака».
«Чуня просит прощения».
«Потерялся».
«Змей горыныч».
«Маленький скульптор».
«Поход в гости».
Этюды для детей 6-7 лет


















«Собака принюхивается».
«Любопытный».
«Вожатый удивился» (по С.Маршаку)
«Жар-птица».
«Битва».
«Праздничное настроение».
«Чунга-Чанга».
«Очень худой ребенок».
«Грязная бумажка».
«Гадкий утенок».
«Разъяренная медведица».
«Ночные звуки».
«Пожар»
«Котята».
«Скульптурная группа».
«Собака потерялась».

3. Слушание музыки для детей 4-5 лет









Французская народная песня «Горбуны».
Христова Д. «Золотые капельки».
Чайковский П. «Новая кукла».
Герчик В. «Песня стрекозы».
Фрида Г. «Появление большой собаки».
Мясковский Н. «Тревожная колыбельная».
Лысенко Н. «Момент отчаяния».
Караева К. «Сцена грозы».

28

Слушание музыки для детей 5-6 лет







Адигезалова В. «Мне очень весело».
Рачева А. «Поссорились два петушка».
Ферро А. «Гавот».
Ломов Т. «На берегу».
Сирийская народная мелодия «Факиры».
Львова Д. «Хорошее настроение».
Слушание музыки для детей 6-7 лет







Хоффера «Битва».
Хакензака Г. «Капризуля».
Слонимский С. «Ябедник».
Окунева Г. «Гримассы».
Леднев Р. «Упрямец».

29

3.5. Рабочая программа дополнительного образования «Хореография»
Модуль «Репертуар» для детей 4-5 лет
Общие танцы:













«Пальчики-ручки».
«Согревалочка».
«Заинька».
«Гуляем и пляшем».
«Сидят гуси на пруду».
«Помирились».
«Стирка».
«Танец с куклами и мишками».
«Танец с платочками».
«Сапожки».
«Утята».
«Ай да я!».

Индивидуальные танцы:







«Огоньки».
«Мороженки».
«Снежинки».
«Снегирьки».
«Горошины».
«Подсолнушки».
Модуль «Репертуар» для детей 5-6 лет

Общие танцы:












«Лявониха».
«Полька-шутка».
«Прощаться – здороваться».
«Пляска парами».
«Топотушки».
«Веселые ладошки».
«Танец с мячиком».
«Пляска с султанчиками».
«Куклы-неваляшки».
«Кузнечик».
«Твист».
30

Индивидуальные танцы:







«Поварята».
«Петрушки – заводные игрушки».
«танец кукол».
«Елочки».
«Танец сосулек».
«Танец чашечек».
Модуль «Репертуар» для детей 6-7 лет

Общие танцы:







«Менуэт».
«Полька-тройка».
«Полянка».
«Разноцветная игра».
«Упала шляпа».
«Веселая минутка».

Индивидуальные танцы:







«Миллион алых роз».
«Танец снеговиков».
«Танец с балалайками».
«Осенняя рапсодия».
«Танец гномов».
«Серебристые снежинки».

31

4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
ОБРАЗОВАНИЯ «ХОРЕОГРАФИЯ»

ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

Оценочные материалы освоения детьми 4-5 лет образовательной
программы дополнительного образования «Хореография».
Знания:
1.







Уровень.
знает правила исполнения движений в паре (всегда, точно);
может оценить контраст в музыке и движении;
проявляет интерес к танцам;
принимает участие в танцах (всегда, охотно);
задает вопросы и с интересом выслушивает объяснения;
знает и выполняет правила поведения в музыкальном зале.

Уровень.
знает правила исполнения движений в паре;
оценивает контраст в музыке и движении с помощью взрослого;
принимает участие в танцах (охотно, но ждет приглашения от
взрослого);
 если заинтересуется деятельностью, то очень активен;
 задает вопросы редко, объяснения взрослого выслушивает не всегда
с интересом;
 знает и выполняет правила поведения в музыкальном зале,
выполняет их только при усилии контроля со стороны взрослого.
2.




Уровень.
не знает правила исполнения движений в паре;
проявляет интерес только при усилии со стороны взрослого;
может оценить контраст в музыке и движении только с помощью
взрослого;
 вопросы задает, объяснения взрослого выслушивать не любит;
 заинтересованность к танцу проявляет редко;
 помнит правила поведения в музыкальном зале, выполняет только
при усилии со стороны взрослого.
3.




32

Умения:
1.Уровень.
 откликается с удовольствием на динамические оттенки в музыке и
простейшие ритмические рисунки;
 реагирует точно на музыкальное вступление;
 исполняет правильно, красиво танцевальные элементы раздела
«Язык танцев»: простой шаг с вытянутым носком, прямой галоп,
полуприседания, повороты;
 утомляется незначительно к концу занятия;
 ориентируется хорошо в пространстве на основе круговых и
линейных рисунков;
 передает художественные образы в танце эмоционально;
 овладел репертуаром по курсу полностью.
2. Уровень.
 откликается на динамические оттенки в музыке и простейшие
ритмические рисунки, но не всегда точно;
 реагирует не всегда точно на музыкальное вступление;
 не всегда правильно, красиво исполняет танцевальные элементы
раздела «Язык танца»: простой шаг с вытянутым носком, прямой галоп,
полуприседания, повороты;
 утомляется ближе к концу занятия;
 ориентируется в пространстве не всегда точно на основе круговых и
линейных рисунков;
 недостаточно эмоционально передает художественные образы в
танце;
 овладел репертуаром по курсу полностью, но выполняет с
незначительными неточностями.
3. Уровень.
 затрудняется откликнуться на динамические оттенки в музыке и
простейшие ритмические рисунки не всегда точно;
 на музыкальное вступление не всегда реагирует, использует помощь
взрослого;
 только с помощью взрослого исполняет танцевальные элементы
раздела «Язык танца»: простой шаг с вытянутым носком, прямой галоп,
полуприседания, повороты;
 быстро утомляется и отвлекается;
 затруднена ориентировка в пространстве на основе круговых и
33

линейных рисунков;
 эмоционально передать художественные
получается;
 репертуаром по курсу овладел частично.

образы

в танце

не

Оценочные материалы освоения детьми 5-6 лет образовательной
программы дополнительного образования «Хореография».
Знания:
1. Уровень.
 знает правила исполнения движений в паре (всегда, точно);
 знает несколько исходных положений для исполнения движений в
паре народного и бального танцев (всегда, точно);
 может оценить динамические оттенки в музыке;
 проявляет интерес к танцам;
 принимает участие в танцах (всегда, охотно);
 задает вопросы и с интересом выслушивает объяснения;
 знает и выполняет правила поведения в музыкальном зале.
2. Уровень.
 знает правила исполнения движений в паре;
 оценивает динамические рисунки в музыке с помощью взрослого;
 знает несколько исходных положений для исполнения движений в
паре народного и бальных танцев, выполняет с помощью взрослого;
 если заинтересуется деятельностью, то очень активен;
 задает вопросы редко, объяснения взрослого выслушивает не всегда
с интересом;
 знает и выполняет правила поведения в музыкальном зале,
выполняет их только при усилении контроля со стороны взрослого.
3. Уровень.
 не знает правила исполнения движений в паре;
 знает только одно исходное положение для исполнения движений в
паре народного и бального танцев;
 проявляет интерес только при усилии со стороны взрослого;
 может оценить динамические оттенки в музыке только с помощью
взрослого;

34

 вопросы почти не задает, объяснения взрослого выслушивать не
любит;
 заинтересованность танцем проявляет редко;
 помнит правила поведения в музыкальном зале, выполняет их только
при усилении контроля со стороны взрослого.
Умения:
1. Уровень.
 откликается с удовольствием на ритмические рисунки (умеет
воспроизвести их в хлопках, шлепках, притопах);
 делает поклон на музыкальное вступление, в соответствии с
характером и темпом музыки (точно);
 красиво и правильно исполняет танцевальные элементы и применяет
их в свободных композициях, этюдах и играх;
 утомляется незначительно к концу занятия;
 свободно владеет атрибутами;
 имеет навыки элементарных упражнений «партерной» гимнастики;
 согласованно исполняет танцевальные движения в паре и
коллективе;
 самостоятельно исполняет предлагаемый для изучения по данному
курсу репертуар.
2. Уровень.
 откликается на ритмические рисунки (умеет воспроизвести их в
хлопках, шлепках, притопах, но не всегда точно);
 не всегда точно делает поклон на музыкальное вступление, в
соответствии с характером и темпом музыки;
 не всегда правильно исполняет танцевальные элементы и редко
применяет их в свободных композициях, этюдах и играх;
 владеет атрибутами, но испытывает трудности;
 недостаточно хорошо владеет навыками элементарных упражнений
«партерной» гимнастики;
 не всегда согласованно исполняет танцевальные движения в паре и
коллективе, но проявляет старание;
 самостоятельно редко исполняет предлагаемый для изучения по
данному курсу репертуар;
 овладел репертуаром по курсу полностью, но выполняет с
незначительными неточностями.
35

3. Уровень.
 затрудняется откликнуться на ритмические рисунки (умеет
воспроизвести их в хлопках, шлепках, притопах, но не точно);
 не всегда делает поклон на музыкальное вступление, использует
помощь взрослого;
 не правильно исполняет танцевальные элементы и редко применяет
их в свободных композициях, этюдах, играх;
 плохо владеет атрибутами;
 недостаточно хорошо владеет навыками элементарных упражнений
«партерной» гимнастики;
 не всегда согласованно исполняет танцевальные движения в паре и
коллективе, не проявляет старание;
 самостоятельно не исполняет предлагаемый для изучения по
данному курсу репертуар;
 быстро утомляется и отвлекается;
 репертуаром по курсу овладел частично.
Оценочные материалы освоения детьми 6-7 лет образовательной
программы дополнительного образования «Хореография».
Знания:
1. Уровень.
 знает азы партнёрских отношений;
 знает 6-8 программных танцев, предлагаемых по курсу (на
усмотрение педагога, ориентированного на возможности детей);
 знает 4-5 индивидуальных танцев;
 знает варианты исполнения танцев при разучивании и в
композиционном построении;
 владеет достаточным запасом танцевальных движений.
2. Уровень.
 недостаточно хорошо знает азы партнерских отношений;
 знает 4-5 из 6-8 программных танцев, предлагаемых по курсу,
ориентированного на возможности детей;
 знает 2-3 из 4-5 индивидуальных танцев;
 знает варианты исполнения танцев при разучивании и в
композиционном построении, но не точно исполняет;
 владеет не достаточным запасом танцевальных движений.
36

3. Уровень.
 не знает азы партнерских отношений;
 знает 2-3 из 6-8 программных танцев, предлагаемых по курсу,
ориентированного на возможности детей;
 знает 1-2 из 4-5 индивидуальных танцев;
 знает варианты исполнения танцев при разучивании и в
композиционном построении, но путает при исполнении;
 владеет малым запасом танцевальных движений.
Умения:
1. Уровень.
 проявляет устойчивые музыкально-ритмические навыки всегда;
 откликается на ритмические рисунки (умеет воспроизвести их в
хлопках, шлепках, притопах) всегда точно;
 показывает достаточный уровень исполнительской выразительности
всегда;
 красиво и правильно исполняет танцевальные элементы и применяет
их в свободных композициях, этюдах и играх всегда;
 свободно владеет атрибутами всегда;
 имеет навыки упражнений «партерной» гимнастики;
 согласованно исполняет танцевальные движения в паре и коллективе
всегда;
 критически
оценивает
уровень
своих
исполнительских
возможностей.
2. Уровень.
 не всегда проявляет устойчивые музыкально-ритмические навыки;
 откликается на ритмические рисунки (умеет воспроизвести их в
хлопках, шлепках, притопах) не всегда точно;
 показывает
недостаточный
уровень
исполнительской
выразительности;
 не всегда красиво и правильно исполняет танцевальные элементы и
применяет их в свободных композициях, этюдах и играх;
 испытывает затруднения при владении атрибутами;
 имеет неточные навыки упражнений «партерной» гимнастики;
 не всегда согласованно исполняет танцевальные движения в паре и
коллективе;
 не всегда критически оценивает уровень своих исполнительских
возможностей.
37

3. Уровень.
 не проявляет устойчивые музыкально-ритмические навыки;
 не откликается на ритмические рисунки, использует помощь
взрослого (испытывает трудности при воспроизведении их в хлопках,
шлепках, притопах);
 показывает
недостаточный
уровень
исполнительской
выразительности;
 не всегда правильно исполняет танцевальные элементы и не
применяет их в свободных композициях, этюдах и играх;
 испытывает затруднения при владении атрибутами;
 имеет неточные навыки упражнений «партерной» гимнастики;
 не всегда согласованно исполняет танцевальные движения в паре и
коллективе;
 не может оценить уровень своих исполнительских возможностей.

38

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Агапова И. А. «Театральные занятия и игры в детском саду» М.: Аркти,
2010.
2. Антипина Е.А. Музыкальные праздники в детском саду. Творческий
центр Сфера. М., 2002.
3. Бекина С.И. «Музыка и движение» М., Просвещение 1983.
4. Ваганова А. Я. «Основы классического танца» С.-П., 2001.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Союз, СПб., 1997.
6. Григорьева Т.С. «Маленький актер» Издательство «Сфера», 2012.
7. Иванова Г.П. «Театр настроений» М.: Издательство «Скрипторий 2003»,
2006.
8. Картушина М.Ю. «Забавы для малышей». Издательство «Сфера», 2007 .
9. Каплунова, И. Новосельцева И. «Праздник каждый день». Издательство
«Композитор-Санкт-Петербург», 2000 .
10. Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактическме игры для дошкольников».
Издательство

«Просвещение»,

1991.

Е.П.

Раевская

«Музыкально-

двигательные упражнения в детским саду». Издательство «Просвещение»,
1991.
11. Сулим Е.В. «Детский фитнес» Издательство «Сфера», 2014.
12. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., Просвещение 1995.
13. Усова О.В. «Театр Танца». Выпуск №1, Издательство «Исеть»,
Шадринск, 2000.
14. Усова О.В. «Театр Танца». Выпуск №2, Шадринск, Издательство
«Исеть», 1999.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».